Памятка-алгоритм для решения | Методические рекомендации по составлению |
познавательных задач: | сложного плана С8: |
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и | 1. Представьте содержание обществоведческого |
запомните вопрос. | курса, раскрывающее предложенную тему; |
2. Соотнесите вопросы (предписания), | 2. Разделите это содержание на смысловые части, |
сформулированные в задаче, с ее условием: | выделив в каждой из них главную мысль; |
определите, какая полезная для решения задачи | 3. Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите |
информация содержится в* условии; подумайте, не | несколько положений, развивающих главную мысль; |
противоречат ли друг другу данные условия задачи | 4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и |
(именно это противоречие может подсказать путь | подпункты плана, связан ли последующий пункт |
решения). | плана с предыдущим, полностью ли отражено в них |
3. Подумайте, какие дополнительные знания следует | основное содержание темы; |
привлечь для решения: выявите область знаний, в | 5. В случае необходимости внесите корректировки; |
контексте которой поставлен вопрос задачи; | 6. Помните, что план должен охватывать основное |
сократите эту область до конкретной проблемы, | содержание темы; |
информацию по которой необходимо вспомнить; | 7. В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно |
соотнесите эту информацию с данными условиями | повторять сходные формулировки. |
задачи. | |
4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с | При составлении сложного плана развернутого |
вопросом. | ответа можно воспользоваться универсальным |
5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый | алгоритмом: |
этап вашего решения. | |
6. Убедитесь в правильности полученного вами | 1. Понятие, сущность... |
ответа: соответствует ли ответ существу вопроса | 2. Характерные чергы, основные принципы.... |
задачи; если в задаче поставлено несколько вопросов, | 3. Специфические признаки.... |
то дан ли ответ на каждый из них; нет ли | 4. Важнейшие задачи, основные функции... |
противоречия между вашими аргументами; нет ли в | 5. Формы, типы, виды, классификации... |
условии задачи данных, противоречащих вашему | 6. Структура.... |
решению; можно ли считать предложены путь | 7. Основные этапы, стадии развития.... |
решения единственно возможным; не следуют ли из | 8. Особенности развития... |
условия задачи какие-либо другие выводы, помимо | 9.Тенденции развития в современном мире, в РФ... |
тех, которые намечены вами. | . 10. Значение...ав развитии общества, личности |
| Важно предостеречь учащихся от составления так |
| называемых формальных планов типа: |
| (типичные ошибки) |
| 1. Введение: 1) актуальность темы, 2) значение |
| вопроса. |
| 2. Основная часть: 1) сущность проблемы, 2) разные |
| точки зрения на проблему. |
| 3. Заключение. |
| Очевидно, что такую схему можно применить |
| практически к любой теме. |