Алгоритм решения заданий КИМов ЕГЭ по обществознанию:

Можно рекомендовать следующую последовательность действий при выполнении заданий с выбором ответа.

  1. Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос или требование, установить, к какой области содержания относится вопрос и актуализировать соответствующую информацию, попытаться сократить объем необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный и проверить его правильность.
  2. Возможно несколько путей выполнения подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди лредложенных вариантов, во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию.
  3. Возможен также анализ с целью отсечения заведомо неверных вариантов ответа и получения единственного правильного варианта.

Выбор пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления конкретного человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.

При выполнении заданий с развернутым ответом необходимо

  1. Прочитать внимательно условие и четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа.
  2. Важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать), 'но и определить, какое количество данных элементов надо привести. Это зребуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (вместо трех элементов не нужно приводить пять-шесть).

 

Памятка-алгоритм по работе с текстом:

Алгоритм выполнения заданий типа С5:

1. Внимательно прочитайте текст. Помните- прямые

Начиная выполнять задание С5, уясните смысл

ответы на вопросы или подсказки для формулировки

требований:

ответов содержатся в тексте.

1) при чтении задания обратите внимание, что и в

2. Соотнесите предложенный текст с изученным

каком количестве требуется назвать;

курсом и определите, с какой содержательной линией

2) не приводите позиций больше, чем требуется в

связан данный текст. Это поможет опереться на

условии;

изученный материал при выполнении заданий.

3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив

3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?» - и

сомнительные" варианты ответа.

определите его основную идею.

Типичные ошибки выпускников:

4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к.

1) составляют не три, а два предложения, неверно

они сформулированы по принципу «от простого к

поняв, что одним из предложений является само

сложному». Ответ на первый вопрос может' быть

определение;

основой для выполнения следующего.

2) составляют предложение с указанным термином

5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить

бытового уровня, фактически игнорируя условие

задание полностью.

задания «с использованием этого понятия в контексте

6. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

обществоведческого знания».

7. Помните, что выполнение задания требует опоры

 

на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

 

8. Старайтесь давать логически связный ответ,

 

содержащий четкие формулировки.

 

9. Избегайте неполных ответов.

 

10. Не пользуйтесь излишними обобщениями и

 

интерпретациями авторского текста там, где этого не

 

требует задание.

 

11. Сформулировав ответ, проверьте его

 

. правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем

 

ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши

 

выводы.

 

 

Памятка-алгоритм для решения

Методические рекомендации по составлению

познавательных задач:

сложного плана С8:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и

1. Представьте содержание обществоведческого

запомните вопрос.

курса, раскрывающее предложенную тему;

2. Соотнесите вопросы (предписания),

2. Разделите это содержание на смысловые части,

сформулированные в задаче, с ее условием:

выделив в каждой из них главную мысль;

определите, какая полезная для решения задачи

3. Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите

информация содержится в* условии; подумайте, не

несколько положений, развивающих главную мысль;

противоречат ли друг другу данные условия задачи

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и

(именно это противоречие может подсказать путь

подпункты плана, связан ли последующий пункт

решения).

плана с предыдущим, полностью ли отражено в них

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует

основное содержание темы;

привлечь для решения: выявите область знаний, в

5. В случае необходимости внесите корректировки;

контексте которой поставлен вопрос задачи;

6. Помните, что план должен охватывать основное

сократите эту область до конкретной проблемы,

содержание темы;

информацию по которой необходимо вспомнить;

7. В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно

соотнесите эту информацию с данными условиями

повторять сходные формулировки.

задачи.

 

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с

При составлении сложного плана развернутого

вопросом.

ответа можно воспользоваться универсальным

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый

алгоритмом:

этап вашего решения.

 

6. Убедитесь в правильности полученного вами

1. Понятие, сущность...

ответа: соответствует ли ответ существу вопроса

2. Характерные чергы, основные принципы....

задачи; если в задаче поставлено несколько вопросов,

3. Специфические признаки....

то дан ли ответ на каждый из них; нет ли

4. Важнейшие задачи, основные функции...

противоречия между вашими аргументами; нет ли в

5. Формы, типы, виды, классификации...

условии задачи данных, противоречащих вашему

6. Структура....

решению; можно ли считать предложены путь

7. Основные этапы, стадии развития....

решения единственно возможным; не следуют ли из

8. Особенности развития...

условия задачи какие-либо другие выводы, помимо

9.Тенденции развития в современном мире, в РФ...

тех, которые намечены вами.

. 10. Значение...ав развитии общества, личности

 

Важно предостеречь учащихся от составления так

 

называемых формальных планов типа:

 

(типичные ошибки)

 

1. Введение: 1) актуальность темы, 2) значение

 

вопроса.

 

2. Основная часть: 1) сущность проблемы, 2) разные

 

точки зрения на проблему.

 

3. Заключение.

 

Очевидно, что такую схему можно применить

 

практически к любой теме.

© Вероника Ивановна Гончаренко

Бесплатный хостинг uCoz