«Организация образовательного процесса на основе новых                  технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий»

Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 95 Гончаренко В.И.

 

      Образователь­ные системы постоянно пытались использовать технологию для рас­ширения возможностей обучения – от изобретения печатных средств до возникновения глобальных сетей. Большинство стран планируют оснастить все школы компьютерами и обеспечить их подключение к Интернету, но уровень развития ИКТ находится на разных стадиях развития, и поэтому они вы­бирают различные стратегии, направленные к тому, чтобы облегчить доступ к ИКТ и их использованию. Например в  Китае проект «Применение современных образовательных тех­нологий» направлен на внедрение в школы компьютеров и Интернета. В Бразилии компьютеры и информатика были введены в государствен­ные начальные школы в рамках осуществления государственной про­граммы по информатике в образовании. В Египте проводится кампания по улучшению использования ИКТ в старших классах средней школы при преподавании математики и тех­нических дисциплин. В Бангладеш за последнее время средним шко­лам были предоставлены 10 000 компьютеров. В некоторых случаях государства предостав­ляют доступ к образовательной информации с помощью мобильных блоков, оснащённых спутнико­вым и компьютерным оборудованием.

      Существует множество причин для внедрения ИКТ в начальные и средние школы - от необходимости выработать у учащихся базовые на­выки в таких областях, как электронная обработка текстов, работа с ба­зами данных, крупноформатными таблицами и графическими прило­жениями, до совершенствования учебных программ, предоставления учащимся возможности общаться и осуществлять по­иск информации в Интернете.  

     Так как образование является важнейшей сферой человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России , в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является насущной проблемой. Бурное развитие информатики и информационных технологий ставит перед образованием задачу использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик. Перед учеными и педагогами стоит задача оптимизации объективного процесса информатизации образования. В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования – ее информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях.

Таким образом, наряду с гуманитаризацией и гуманизацией процесса обучения, мы должны ориентироваться на его информатизацию, активное использование возможностей, представляемых информационными технологиями.

       По определению «информационная технология» представляет собой методы обработки информации как результат сочетания технических возможностей вычислительной техники, электросвязи, информатики, направленных на сбор, накопление, анализ, доставку информации

потребителям независимо от расстояния и объемов, на автоматизацию рутинных операций и подготовку аналитической информации для принятия решений.

Современная информационная технология – это обработка информации с помощью персонального компьютера и современного программного обеспечения.

     Среди разнообразных возможностей информационных технологий наиболее адекватными современному образовательному процессу, на мой взгляд, являются следующие педагогические технологии: «обучение в сотрудничестве», метод проектов, проблемное и разноуровневое обучение; личностно-ориентированное обучение, потому, что они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом.

Компьютер позволяет осуществить и серьезные изменения в технологии

обучения, так как он: а) значительно расширяет возможности предъявления

учебной информации; б) позволяет усилить мотивацию учения; в) активно

вовлекает учащихся в учебный процесс; г) намного расширяет набор

применяемых учебных задач; д) позволяет качественно изменить контроль за

деятельностью учащихся; е) обеспечивает гибкость управления процессом обучения.

       Новые технологии обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий позволяют активизировать и оптимизировать процесс образования, позволяют накапливать опыт формирования технологической культуры обращения с информацией на всех этапах современного урока. Современный урок, в какой бы форме он не проводился и какие бы методы и приемы не использовал учитель при проведении этого урока, должен иметь определенную структуру. Нет необходимости говорить о том, что результаты обучения могут быть только тогда положительными, когда учителем выстроена система, т. е. совокупность элементов, связанных между собой единой направленностью, иерархичность и  функциональностью, в которой не последнее место занимает проверка и оценка знаний. Система проверки и оценки знаний обладает общими признаками любых систем:

  1. Единой направленностью существования и развития
  2. Устойчивостью элементов и связей между ними
  3. Подчиненностью, наличием главных корректирующих элементов
  4. Целостностью – единством и гибкостью связей элементов
  5. Эффективность функционирования всей системы

Информационные и коммуникационные  технологии становятся эффективным инструментарием при проверке и оценке результатов школьного исторического и обществоведческого образования, их применение делает оценку результатов объективной, предоставляет возможность использовать технологии при фронтальной и индивидуальной проверке знаний, учитывая возрастные познавательные возможности и личностные особенности школьника, проверить в комплексе или по компонентам объективированное содержание исторических знаний. Продуктивно применение средств информационных и коммуникационных технологий на всех этапах обучения не только с целью контроля и оценки знаний, но также в целях самообразования и диагностики интеллекта учащихся, первичного закрепления, систематизации и обобщения нового материала, развития познавательных умений и интереса к предмету, формирования произвольного внимания и памяти.

Информационные технологии позволяют проверить не только знание фактологического материала, но и закрепить знания персоналий великих ученых и первооткрывателей, исторических деятелей, выявить понимание основных терминов и понятий, сформировать умение выделять существенные и отличительные признаки, является средством наглядности, позволяет учащимся провести самопроверку и диагностику.

      Применение средств информационных и коммуникационных технологий способствует не только решению дидактических задач - приобретение знаний и формирование умений, в том числе и по овладению информационными системами, но и воспитательных задач - становление и развитие нравственных, мировоззренческих и идейных устоев личности ребенка, формирование исторической памяти, развивает в детях основы информационной компетенции и навыки социальной адаптации.

Преодолевая пространство и время, ИКТ могут обес­печить обучение в любом месте и в любое время, что делает их мощ­ным средством для изменений в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые цифровые технологии делают революцию в обучении весьма вероятной. Они по­могают детям стать более активными и независимыми учениками, бла­годаря новым возможностям совместно работать над проектами, не за­мечая границ и культурных различий. Они позволяют детям учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации. Одновременно изменяется и роль преподавателя. Если прежде он воспринимался в качестве единственного источника знаний, то теперь он становится консультантом, помогающим учащимся ориентировать­ся в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор и решать проблемы.

Развитие информационных технологий влечет за собой становление

принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить

предоставление миллионам людей образовательных услуг высокого качества

при сокращении удельных затрат на образование. По оценкам исследователей

существующего положения использования компьютеров в образовательном

процессе, стихийная стадия компьютеризации системы образования подходит к

концу, информационная технология стала повседневностью педагогической

практики. Именно преподаватель, действующий в новой образовательной

системе, обеспечит успешное функционирование образования в современном мир                                                                        

   «Организация образовательного процесса на основе новых                  технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 95 Гончаренко В.И.

 

Слайд 1

«Организация образовательного процесса на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МОУ СОШ № 95 Гончаренко В.И.

 

 

 

 

      Образователь­ные системы постоянно пытались использовать технологию для рас­ширения возможностей обучения – от изобретения печатных средств до возникновения глобальных сетей. Большинство стран планируют оснастить все школы компьютерами и обеспечить их подключение к Интернету, но уровень развития ИКТ находится на разных стадиях развития, и поэтому они вы­бирают различные стратегии, направленные к тому, чтобы облегчить доступ к ИКТ и их использованию. Например в  Китае проект «Применение современных образовательных тех­нологий» направлен на внедрение в школы компьютеров и Интернета. В Бразилии компьютеры и информатика были введены в государствен­ные начальные школы в рамках осуществления государственной про­граммы по информатике в образовании. В Египте проводится кампания по улучшению использования ИКТ в старших классах средней школы при преподавании математики и тех­нических дисциплин. В Бангладеш за последнее время средним шко­лам были предоставлены 10 000 компьютеров. В некоторых случаях государства предостав­ляют доступ к образовательной информации с помощью мобильных блоков, оснащённых спутнико­вым и компьютерным оборудованием.

      Существует множество причин для внедрения ИКТ в начальные и средние школы - от необходимости выработать у учащихся базовые на­выки в таких областях, как электронная обработка текстов, работа с ба­зами данных, крупноформатными таблицами и графическими прило­жениями, до совершенствования учебных программ, предоставления учащимся возможности общаться и осуществлять по­иск информации в Интернете.

  

     Так как образование является важнейшей сферой человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России , в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является насущной проблемой. Бурное развитие информатики и информационных технологий ставит перед образованием задачу использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик. Перед учеными и педагогами стоит задача оптимизации объективного процесса информатизации образования. В Национальном докладе Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования – ее информатизация. Тем самым обозначено стремление вхождения России в мировое образовательное пространство, основывающееся на новых информационных технологиях.

Таким образом, наряду с гуманитаризацией и гуманизацией процесса обучения, мы должны ориентироваться на его информатизацию, активное использование возможностей, представляемых информационными технологиями.

 

 

 

 

Слайд 2

«Информационная технология» представляет собой методы обработки информации как результат сочетания технических возможностей вычислительной техники, электросвязи, информатики, направленных на сбор, накопление, анализ, доставку информации потребителям независимо от расстояния и объемов, на автоматизацию рутинных операций и подготовку аналитической информации для принятия решений.

Современная информационная технология – это обработка информации с помощью персонального компьютера и современного программного обеспечения

 

 

     Среди разнообразных возможностей информационных технологий наиболее адекватными современному образовательному процессу, на мой взгляд, являются следующие педагогические технологии: «обучение в сотрудничестве», метод проектов, проблемное и разноуровневое обучение; личностно-ориентированное обучение, потому, что они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом.

 

 

Слайд 3

Компьютер позволяет осуществить и серьезные изменения в технологии

обучения, так как он: а) значительно расширяет возможности предъявления

учебной информации; б) позволяет усилить мотивацию учения; в) активно

вовлекает учащихся в учебный процесс; г) намного расширяет набор

применяемых учебных задач; д) позволяет качественно изменить контроль за

деятельностью учащихся; е) обеспечивает гибкость управления процессом обучения.

 

 

 

Новые технологии обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий позволяют активизировать и оптимизировать процесс образования, позволяют накапливать опыт формирования технологической культуры обращения с информацией на всех этапах современного урока. Современный урок, в какой бы форме он не проводился и какие бы методы и приемы не использовал учитель при проведении этого урока, должен иметь определенную структуру. Нет необходимости говорить о том, что результаты обучения могут быть только тогда положительными, когда учителем выстроена система, т. е. совокупность элементов, связанных между собой единой направленностью, иерархичность и  функциональностью, в которой не последнее место занимает проверка и оценка знаний.

 

Слайд 4

Система проверки и оценки знаний обладает общими признаками любых систем:

  1. Единой направленностью существования и развития
  2. Устойчивостью элементов и связей между ними
  3. Подчиненностью, наличием главных корректирующих элементов
  4. Целостностью – единством и гибкостью связей элементов
  5. Эффективность функционирования всей системы

 

 

 

Информационные и коммуникационные  технологии становятся эффективным инструментарием при проверке и оценке результатов школьного исторического и обществоведческого образования, их применение делает оценку результатов объективной, предоставляет возможность использовать технологии при фронтальной и индивидуальной проверке знаний, учитывая возрастные познавательные возможности и личностные особенности школьника, проверить в комплексе или по компонентам объективированное содержание исторических знаний.

 

Слайд 4

Проверка знаний учащихся по теме:
 «Развитие науки и культуры в России
 в XIX веке».

 

 

Слайд 5

I.Развитие науки.
Задание: соотнесите открытие в науке и имя ученого

1.Н.И.Пирогов

2.Н.И.Лобачевский

3.П.Л.Шиллинг

4.К.И.Гротгус

5.Н.И.Кокшаров

а.Неевклидова геометрия

б.Основной закон фотохимии

в.Первая геологическая карта Европейской России

г.Первое применение наркоза, гипсовой повязки

д.Электрический телеграф

 

 

Слайд 6

II.Географические открытия
Задание: назовите имя путешественника и его достижение И.Ф.Крузенштерн, Г.И. Невельской

Ф.Ф. Беллинсгаузен,М.П. Лазарев

а.Путешествие к «льдинному материку»;

б.Доказал, что Сахалин-остров, а река Амур-судоходна;

в.Возглавил первую кругосветную экспедицию;

г.Участник второй кругосветки, командир шлюпа «Мирный»

 

 

 

Первое задание: соотнесите открытие в науке и имя ученого, и второе задание: назовите имя путешественника и его достижение,  позволяет проверить не только знание фактологического материала, но и закрепить знания персоналий великих ученых и первооткрывателей.

 

Слайд 7

III. Литература и музыка
Задание: определите правильный ответ 1.Сочетал литературную деятельность и труд историка:

а. В.А. Жуковский

б. К.Ф. Рылеев

в. Н.М. Карамзин

2.Родоначальник реализма в русской литературе:

а. А.И. Одоевский

б. А.С. Пушкин

в. М.Ю. Лермонтов

3.Основатель «натуральной школы» в литературе:

а. Ф.М. Достоевский

б. Н.В. Гоголь

в. А.Н. Островский 4.Тема крепостной деревни занимала первое место в творчестве:

а. И.С. Тургенева

б. В.К. Кюхельбекера

в. А.С. Пушкина

5.Родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки:

а. А.Е. Варламов

б. М.И. Глинка

в. А.Л. Гурилев

6.Романтическое направление в музыке представлял:

а. А.А. Алябьев

б. А.С. Даргомыжский

в. А.Н. Верстовский

 

 

 

Третье задание: определите правильный ответ, выявляет знания учащихся по истории развития литературы и музыки в России, знание понятий, выявляет умение выделять существенные и отличительные признаки, напоминает имена выдающихся деятелей, основные тенденции.

 

Слайд 8

IV. Живопись.
Задание: укажите имя художника и название его картины И.Е. Репин,

 К.П. Брюллов,

 В.И. Суриков,

 О.А. Кипренский

а.Портрет А.С. Пушкина;

б.Утро стрелецкой казни;

в.Последний день Помпеи;

г.Крестный ход.

 

 

Слайд 9

  • V.Архитектура.
    Задание: назовите имя архитектора
  • 1. Казанский собор в Петербурге
  • 2.Николаевски ( Ленинградский) вокзал в Москве
  • 3.Исаакиевский собор в Петербурге
  • 4.Здание городской думы в Москве

 

 

 

Четвертое задание: укажите имя художника и название его картины, и пятое задание: назовите имя архитектора, не только выявляет знания учащихся о развитии художественной культуры в России, выдающихся художниках и архитекторах, их произведениях, но и является средством наглядности.

 

 

Информационные технологии позволяют проверить не только знание фактологического материала, но и закрепить знания персоналий великих ученых и первооткрывателей, исторических деятелей, выявить понимание основных терминов и понятий, сформировать умение выделять существенные и отличительные признаки, является средством наглядности, позволяет учащимся провести самопроверку и диагностику.

 

 

Слайд 10-14

Проверка выполненной работы

 I. Развитие науки: 1-г; 2-а; 3-д; 4-б; 5-в.

II. Географические открытия: 1. Ф.Ф. Беллинсгаузен-в;

2. М.П. Лазарев-а; 3. И.Ф. Крузенштерн-г; 4. Г.И. Невельской-б.

III. Литература и музыка: 1-в; 2-б; 3-б; 4-а; 5-б; 6-в.

IV. Живопись: 1 К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»;

2. В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»; 3. О.А. Кипренский

«Портрет А.С. Пушкина»; 4. И.Е. Репин «Крестный ход».

V. Архитектура: 1. А.Н. Воронихин; 2. К.А. Тон; 3. А.А. Монферран;

4. Д.Н. Чичагов

 

 

 

 

 

 Продуктивно применение средств информационных и коммуникационных технологий на всех этапах обучения не только с целью контроля и оценки знаний, но также в целях самообразования и диагностики интеллекта учащихся, первичного закрепления, систематизации и обобщения нового материала, развития познавательных умений и интереса к предмету, формирования произвольного внимания и памяти.

 

 

Слайд 15

ВИКТОРИНА
«Знать об армии, чтобы гордиться ею»

 

Слайд 16

Конкурс    «Хронос»
Задание :соотнесите  события и даты (1 балл за каждый правильный ответ)
1.1691 год                      А. Установилась рекрутская система

                                        набора в армию

2.1705  год                     Б.  Декрет о Рабоче-Крестьянской

                                                    Красной Армии

3.1696  год                      В. День воздушно-десантных войск.

4. 15 января 1918 год      Г. Создание русской регулярной

                                        армии

5. 2 августа 1930 год        Д. Создание российского флота.

 

 

Слайд 17-19

Конкурс «Портретная Галерея»
Задание: назовите имя полководца(1 балл за каждый правильный ответ)

 

Слайд 20

—  Конкурс   «Об их подвиге всегда помним»
Задание:  соотнесите имя героя и подвиг, который он совершил. (1 балл за каждый правильный ответ)
1.Василий Клочков            

—  2.Александр Матросов        

—  3.В.Г. Зайцев                          

—  4.В.П. Титаев,

—  М.М. Путилов

—  5.Николай Гастелло

—  А. Закрыл амбразуру вражеского пулемета для успешной атаки своего полка. Его подвиг повторили 11 человек.  

—  Б. Совершил таран, направив свой самолет на вражескую колонну.  

—  В. Снайпер, уничтоживший руководителя немецкой снайперской школы майора Конингса и более 300 фашистов.

—  Г. При обороне Москвы, обвязав себя гранатами. Взорвал немецкий танк.

—  Д.Ценой своей жизни восстановили повреждения телефонной линии, зажав концы оборванного провода зубами.

 

 

Слайд 21-22

Конкурс  «Исторический  калейдоскоп »
Задание:  в каких войнах применено изображенное на слайдах оружие. (1 балл за каждый правильный ответ)

 

Слайд 23-25

Конкурс  «Военный историк»
Задание: укажите название битвы изображенной на слайде. (1 балл за каждый правильный ответ) Дополнительный балл команда получит, если назовет дату сражения.

 

Слайд 26

Конкурс  «Я - полководец»
Задание: предложенный перечень боевых подразделений вам необходимо расставить в правильном боевом порядке на интерактивной доске. ( 5баллов за правильно выполненное задание)
Куликовская битва:

Полк правой руки, передовой полк, большой полк, полк левой руки, частный резерв, засадный полк.

Ледовое побоище:

Засадный полк, чело, обоз, полк правой руки, полк левой руки.

 

 

Слайд 27

Задание для болельщиков «Я - разведчик»

Соберите вещевой мешок разведчика. Из предложенного перечня вещей,  выберите те, которые обязательно должны быть в вещевом мешке разведчика. (1 балл за каждый верный предмет). Болельщики могут отдать полученные баллы команде. Предметы:

Зубная паста, носовой платок, сапёрная лопата, компас, удостоверение личности, блокнот, карта местности, расчёска, запасная обувь, противогаз,  сухой паёк, боеприпасы, котелок, фляга.

 

 

Слайд 28-33

Проверка выполненных заданий

Конкурс    «Хронос»

Задание :соотнесите  события и даты (1 балл за каждый правильный ответ) 

1. 1691 год                             А. Установилась рекрутская система набора в армию.

2.1705  год                             Б.  Декрет о Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

3.1696  год                             В. День воздушно-десантных войск.

4. 15 января 1918 год            Г. Создание русской регулярной  армии

5. 2 августа 1930 год             Д. Создание российского флота.

1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-В.

Конкурс   «Портретная галерея»

Задание : назовите имя полководца, изображенного на слайде. (1 балл за каждый правильный ответ)

Дмитрий Донской -4

Александр Невский -1

А.В. Суворов -2

М.И. Кутузов -5

Петр I -3

Г.К. Жуков -6

Конкурс   «Об их подвиге всегда помним»

Задание:  соотнесите имя героя и подвиг, который он совершил. (1 балл за каждый правильный ответ)

1.Василий Клочков             

А. Закрыл амбразуру вражеского пулемета для успешной атаки своего полка. Его подвиг повторили 11 человек.

 

2.Александр Матросов        

Б. Совершил таран, направив свой самолет на вражескую колонну.

 

3.В.Г. Зайцев                          

В. Снайпер, уничтоживший руководителя немецкой снайперской школы майора Конингса и более 300 фашистов.

4.В.П. Титаев,

М.М. Путилов

Г. При обороне Москвы, обвязав себя гранатами. Взорвал немецкий танк.

5.Николай Гастелло

Д.Ценой своей жизни восстановили повреждения телефонной линии, зажав концы оборванного провода зубами.

1-      Г, 2- А, 3- В, 4- Д, 5- Б

 

Конкурс  «Исторический  калейдоскоп »

Задание:  в каких войнах применено изображенное на слайдах оружие. (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Танк «наземный корабль»- Первая Мировая война
  2. Ракетная установка «Катюша»- Великая Отечественная война
  3. Винтовка Мосина- Первая Мировая война, Великая Отечественная война
  4. Ядерное оружие-Вторая Мировая война

Конкурс  «Военный историк»

Задание: укажите название битвы изображенной на слайде. (1 балл за каждый правильный ответ) Дополнительный балл команда получит, если назовет дату сражения.

  1. Синопский бой- 18 ноября 1853 года
  2. Бородинское сражение- 26 августа 1812 года
  3. Гангутское сражение- 27 июля 1714 года
  4. Куликовская битва- 8 сентября 1380 года
  5. Полтавская битва-27 июня 1709 года
  6. Русско-японская война (гибель крейсера «Варяг»)-26 января 1904 года

Конкурс  «Я - полководец»

Задание: предложенный перечень боевых подразделений вам необходимо расставить в правильном боевом порядке на интерактивной доске. ( 5баллов за правильно выполненное задание)

Куликовская битва:

Полк правой руки, передовой полк, большой полк, полк левой руки, частный резерв, засадный полк.

Ледовое побоище:

Засадный полк, чело, обоз, полк правой руки, полк левой руки.

 

 

 

 

 

 



© Вероника Ивановна Гончаренко

Бесплатный хостинг uCoz